Статьи

Документы

В готовящемся ко второму чтению законопроекте о капремонте жилья, который должен увеличить расходы населения на коммунальные платежи за счет введения ежемесячных отчислений за капремонт, собственникам разрешат сохранять средства на своих банковских счетах и использовать полученную сумму для получения целевых кредитов. Об этом рассказал Сергей Сиваев, директор Института экономики города, который внес соответствующие предложения авторам законопроекта.

Законопроект «О создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов» был принят Госдумой в первом чтении 8 июня 2012 г. До сих пор счета, приходящие владельцам квартир, включали в себя только плату за содержание и ремонт жилых помещений и плату за коммунальные услуги. Документ добавил к этому счету ежемесячный платеж за капремонт, который до сих пор был добровольным. Средства предлагается накапливать на счетах УК и ТСЖ или централизованно отправлять в специальный фонд. Какая схема будет реализована в конкретном субъекте РФ, должны были решать региональные власти. ТСЖ и УК законодатели планировали в будущем наделить правом получение кредитов на проведение капитального ремонта дома.

Сохранность средств на банковских счетах можно гарантировать законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Согласно этому закону, при наступлении страхового случая (для физлиц страховым случаем признается отзыв у банка лицензии) вкладчику выплачивается денежная компенсация, максимальный размер которой составляет 700 000 руб. «Мы сейчас активно общается с банками — участниками системы страхования вкладов и видим их заинтересованность в этом вопросе», — заявил Сиваев. По его словам, повышать процентные ставки по таким вкладам банки заставит конкуренция, но они не будут превышать среднерыночные значения.

В Общественной палате скептически относятся к хранению средств на банковских счетах. «Капремонт не проводится каждый год, и за время накопления даже при низкой инфляции могут обесцениться», — считает член Общественной палаты Алексей Арбузов.

Помощь государства собственникам при таком подходе может заключаться в софинансировании капремонта и в содействии привлечению кредитных ресурсов, продолжает Сиваев. Однако текущая редакция законопроекта не прописывает, какой должна быть доля федеральных и региональных властей в софинансировании капремонта, добавляет он. «Мы поддерживаем идею активного участия властей в капремонте многоквартирных домов. Ст. 16 закона о приватизации обязывает государство как бывшего наймодателя провести капремонт в тех домах, в которых до приватизации капремонт не проводился. Но на момент перехода прав собственности никто не фиксировал состояние домов», — считает Людмила Шувалова, заместитель председателя комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Общественной палаты.

В странах Европы со схожими с Россией условиями состояния жилого фонда подобные модели софинансирования капремонта работают давно, рассказывают в Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation, IFC). Например, в Словацкой республике, Венгрии, Польше и Эстонии, где большинство населения проживает в многоквартирных домах, собственники накапливают свои средства в специальных фондах. В Эстонии, Польше и Словакии формирование такого фонда является обязанностью владельцев квартир. Под эти накопления товариществам собственников жилья или управляющим компаниям банки предоставляют кредиты на капремонт. Государство осуществляет управление рисками через институты развития, которые предоставляют коммерческим банкам частичные гарантии по кредитам на капремонт. Так, в Словакии ТСЖ может получить субсидированный кредит от Государственного фонда содействия развитию жилищного строительства, в Польше — грант от Государственного фонда повышения энергоэффективности и реконструкции, при этом сумма гранта будет зависеть от энергоэффективности отремонтированного здания.

«В российском законопроекте о капремонте жилых домов нет ни слова об институтах развития, и это является существенным изъяном данного документа. Таким институтом мог бы стать Фонд ЖКХ», — сетует директор Института экономики энергетики и ЖКХ НИУ ВШЭ Виктор Колесник.

Согласно исследованию «Финансирование капремонта и повышение энергоэффективности многоквартирных жилых домов в России», проведенному IFC, жилищный фонд страны сейчас составляет 19,65 млн зданий общей площадью 3,177 млрд кв. м, из которых 72% приходится на городские поселения. Многоквартирный жилой фонд составляет 3,2 млн зданий общей площадью 2,237 млн кв. м. 53% жилого фонда составляют квартиры, находящиеся в частной собственности. Потребность в комплексном капитальном ремонте испытывают 93-96% многоквартирных домов страны со средним сроком эксплуатации не менее 25 лет. Для проведения капремонта и модернизации жилого фонда страны необходимы масштабные инвестиции. В IFC оценивают их в 322 млрд руб. ежегодно до 2035 г. В рамках региональных программ софинансирования Фондом ЖКХ средняя стоимость ремонта в 2011 г. составляла 833 руб. на кв. м, 837 руб. на кв. м — в 2010 г. «Это говорит о том, что в основном проводился выборочный капремонт, который заключался в ремонте лифтов, кровли и фасадов», — считают в IFC.